Елена Мащенко музыкальный руководитель МБДОУ д|с "Красная шапочка" пгт. Февральск

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 13991.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Мащенко (УИ №659223, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской народной культуры 

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического  опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется  теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»,- писал известный русский религиозный философ В.В. Зиньковский. 

Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.

Понимая значимость данной проблемы, следует реализовать систему работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Реализация цели достигается решением следующих задач:

1. приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

2. формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;

3. охрана  и укрепление духовного  и физического здоровья детей;

4. закладка основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной  к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

5. воспитание патриотических чувств, связывающие разные поколения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре  играют народные праздники  как средство выражения национального характера.  Богата Россия на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и  хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. История и традиции русских народных гуляний уходят корнями в далекое прошлое. Умели русские люди работать, умели и отдыхать.

Можно  разработать цикл мероприятий и познавательно-развлекательных занятий по народным календарным праздникам: от посиделок и вечерок у самовара – до новогодних и рождественских встреч, Вербного Воскресения, Масленицы, Пасхи,  Осенин.

На праздник Пасхи происходит знакомство детей с играми с крашенками пасхальными яйцами – катание и битье.

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников  с детьми можно выучить колядки, делать поделки.

На Масленицу можно устроить гуляния с блинами. 

Для самых маленьких – пестовый фольклор: приговоры при умывании, купании, расчесывании, а также колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие.

Для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию.

 Для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки.
 Для всех возрастов любимый жанр детей – сказка – сопровождает на протяжении всего периода детства.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. 

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни могут самостоятельно их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь". 

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие. 

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомство детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 

Возрождать добрую традицию,  передавая опыт старшего поколения, можно через знакомство  дошкольников  с народными играми, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа,  отражение образа жизни национальных традиций, обычаев. Они развивают ловкость, гибкость, силу, моторику, тренирует реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. 

Игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны. Именно игра дает возможность проявить себя, показать свои способности.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

В группе должны быть представлены поделки декоративно-прикладного творчества: дымковская игрушка, предметы  с хохломской росписью, гжельской, жостовской, городецкой. Знакомство  детей с  декоративно-прикладным творчеством способствует воспитанию уважения к культуре своей Родины, к национальным традициям, что  способствует воспитанию гражданина и патриота своей Родины.

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру. Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-патриотического опыта и движущая сила развития личности.

Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

20 марта 2018 в 16:46

Прикреплённые файлы:

Документ: Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской народной культуры 

Описание файла:

Файл называется: 1815-prezentacija-duhovno-nravstvenoe-vospitanie_j21fc.ppt

Это официальный файл организации «Елена Мащенко музыкальный руководитель МБДОУ д|с "Красная шапочка" пгт. Февральск», в нём содержится Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской народной культуры .

Размер файла: 20,34 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.