Елена Мащенко музыкальный руководитель МБДОУ д|с "Красная шапочка" пгт. Февральск

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 13991.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Мащенко (УИ №659223, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности


На сегодняшний день актуальным вопросом считается межличностное общение дошкольников. В современном мире дети стали меньше общаться, большую часть времени они проводят в виртуальном мире. Всеобщая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что непосредственное общение между людьми постепенно заменяется опосредованным.

В наше  время  все больше  детей  с  неадекватной  самооценкой, ребенок  зажат (или  расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому педагогам  следует  заботиться о  развитии  его социально- эмоциональном  воспитании дошкольников, о формировании  у детей  таких  качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива.

В качестве уникального источника развития сферы общения дошкольников можно рассматривать музыкальное искусство, которое характеризуется своей доступностью и силой эмоционального воздействия. Доступность в том, что именно в музыкальной деятельности ребенок способен рано себя реализовывать. Ему не нужно для этого иметь набор сложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что музыка – единственное искусство, которое человек начинает воспринимать еще до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей.

Начиная с раннего возраста, мы приучаем детей  слушать музыку. Воспитываем  интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость на яркие, образные произведения.  Сначала это совсем коротенькие  пьесы, к подготовительной группе продолжительность звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. Для более точного   восприятия нужно побуждать детей внимательно слушать музыку, обращать  внимание на культуру слушания  (умение слушать музыку молча, высказываться только по окончании звучания). Обсуждая прослушанные  произведения,  побуждаю детей к развёрнутому  высказыванию, когда  ребенок  излагает свои мысли подробно и обстоятельно.  Обращаю  внимание и на культуру общения,  чтобы дети  не выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.

Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей, создает условия для их  эмоционального музыкального общения. В пении и песенном творчестве используются приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение. ( Например, пение по очереди, пение  небольшим ансамблем,  с солистами, творческие задания «Придумай и спой песенку»,)  Большую помощь в развитии коммуникативных навыков дошкольников оказывают игры с голосом. У ребенка  развиваются не только  вокально-певческие навыки, он избавляется от детской стеснительности, неуверенности в себе, боязни публичного выступления.

 Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания  музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя  в этой сфере.  Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых групп,  оказывая поддержку и помощь друг другу.  В малой группе ребёнок постепенно учится прислушиваться к мнению товарищей,  признавать и  поддерживать его, согласовывать свои действия с ними.  Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребенка, развивает его самостоятельную музыкальную деятельность.  Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать в коллективе сверстников. Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает навыки общения. Без музыкально-коммуникативных игр невозможно провести ни один вид музыкальной деятельности.  Такие игры помогают детям внутренне раскрепоститься, снять физическую зажатость, почувствовать себя увереннее.

 Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:

• Игры на внимание

• Игры на перестроение

• Танцы со сменой партнёра

• Сюжетные танцы-игры

  В работе  по  музыкально-ритмическому  воспитанию  детей  нужен  разнообразный  репертуар:  упражнения, игры, этюды, парные танцы, сюжетные пляски  и т.д. Среди  всего этого  многообразия  материала  особое  место  занимают  коммуникативные танцы-игры, поскольку  они  и развивают, и развлекают. Если  следовать  формуле, что  «учиться  надо весело….», то  лучшего  материала  для  музыкально -ритмической деятельности  с детьми  просто  не  придумаешь. В игровой форме дети осваивают  и закрепляют  движения общей и мелкой моторики, учатся  находить  ритмическую пульсацию  в музыке  и речи. Происхождение  коммуникативных  танцев-игр  связано  с фольклором  разных  народов. Известно, что в фольклорной традиции  нет  разделения  на  исполнителей  и  зрителей, а все  присутствующие  являются участниками  и  создателями  игрового  действия. Это очень существенно тем, что снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается и все внимание обращает уже  на процесс своего  участия в данном виде деятельности. Фольклорные праздники, проводимые в нашем ДОУ, ( «Рождество», «Весенняя ярмарка» и т.д.) способствуют общению  детей не только в рамках своей группы, но и всего ДОУ. Этот  момент  весьма  является существенным, поскольку он снимает  механизм  оценивания, раскрепощает  ребенка  и наделяет  смыслом сам  процесс  участия в танце-игре.

Музыкально-коммуникативные танцы-игры способствуют формированию умений:

· согласовывать движения с музыкой,

· передавать в движении характер музыки,

· реагировать на смену частей музыки сменой движений,

· отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;

· развитию ритмического и динамического слуха;

Коммуникативные  танцы  построены  в  основном  на  жестах и  движениях, которые в житейском обиходе выражают
дружелюбие, открытое отношение  людей друг к другу

Игра в оркестре  открывает детям  мир музыкальных звуков,  красоту звучания разных инструментов. Учит  положительному эмоциональному настрою от участия в совместной деятельности, совместной радости творческого музицирования.   Игра в оркестре  развивает сосредоточенность, внимание, упорство  в достижении поставленной задачи, помогает ребенку  преодолеть нерешительность,  робость, неуверенность в своих силах

Свободное состояние детей помогает более ярко раскрыть индивидуальные творческие способности.

 Если все то, что мы «заложили» в наших детей пригодится им в дальнейшей жизни, значит,  наш труд не прошел даром!

Список используемой литературы.

1.Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников»: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищей,  колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение: Владос, 1994.

2.Буренина  А.И. , Тютюнникова Т.Э.  «Тутти» - программа музыкального

воспитания детей дошкольного возраста, СПб Издательство  «Музыкальная палитра»  2012г. 

3. Кацер  О.В. «Игровая методика обучения детей пению» СПб: Издательство «Музыкальная палитра»,  2008.

4. Буренина А.И.  «Коммуникативные танцы-игры для детей»: Учеб. пособие. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.

5.Равчеева  И.П.( Автор-составитель)  «Организация, проведение и формы музыкальных игр»- Волгоград  2014.

6. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. «Гармония» - программа развития музыкальности детей  младшего дошкольного возраста Москва 1993.

7.Картушина М.Ю. « Вокально-хоровая работа в детском саду». – М.:  Издательство «Скрипторий  2003» 2010г.

 Интеренет-ресурсы:

http://vscolu.ru/articles/obuchenie-detej-igre-na-muzykalnyx-instrumentax-iz-opyta-raboty.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/02/28/aburenina-kommunikativnye-tantsy-igry-dlya

http://ds77.detkin-club.ru/teachers/9287

20 марта 2018 в 17:05

Прикреплённые файлы:

Документ: Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Описание файла:

Файл называется: pedsovet_j21fc.pptx

Это официальный файл организации «Елена Мащенко музыкальный руководитель МБДОУ д|с "Красная шапочка" пгт. Февральск», в нём содержится Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности.

Размер файла: 9,59 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.